Загрузка...
     

Кризис 3-х лет

15.11.16, 09:53
Автор Виктория

#ВНвторник
Вторничный пост про детей 3-8 лет. 
А, вот, захотелось мне поговорить сегодня о кризисе 3-х лет. Но не просто о кризисах с психологической точки зрения, а попробовать посмотреть на мир глазами ребенка. Хочется сделать короткую зарисовочку, буду очень рада обсуждению!

Но для начала просто перечислим самые яркие проявления кризиса 3-х лет (по Л.С.Выготскому), границы которого, кстати, размыты. Это означает, что все эти признаки в той или иной степени можно наблюдать и в 2 года, и после 3-х. Итак, это негативизм, деспотизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание, упрямство, своеволие.

Создается впечатление, что кризисом это время является только для взрослых. Вспомним, как наш ребеночек-лапочка, хоть и, возможно, достаточно активный непоседа, вдруг кидается на пол или на землю, бьет ногами, кричит, упирается и не уходит или не отдает игрушку, и все это на глазах сердобольных прохожих, предлагающих забрать "непослушное дитя к себе домой". Ужас! Кажется, что ребенку-то все ни по чем, это все каприз. А если посмотреть на эту же ситуацию его глазами?

Иду я, такой, с мамой, мы спешим, или мама устала, или просто место такое неудачное, но мне очень понравились камушки на земле вон в той ямке, или, может быть, я ужасно захотел съесть ту конфетку в магазине. Я хочу пособирать их, а еще лучше, забрать домой/съесть прямо сейчас, не выходя из магазина. Но нет, мне нельзя, я почему-то должен делать то, что не хочу делать! Я протестую, я хочу, чтобы сделали так, как я хочу. Я злюсь, я уже на зло не сдвинусь с места, пусть делают, что хотят. Я буду искать способы добиться своего.

Что же здесь выходит на первый план? Это понимание того, что есть "Я", есть "мое", что "я могу сам", "я влияю и могу влиять на кого-то", "но и на меня влияют, и мне это может не нравится", "с моими желаниями и потребностями нужно считаться".

Это время, когда происходят (если происходят, и это хорошо, если происходят) "слезы тщетности", т.е., оплакивание невозможности изменить ситуацию. Это время начала формирования личностных границ, ощупывание границ другого человека, психологической гибкости (или не гибкости), будущей устойчивости (или неустойчивости). Кризисом для ребенка будет являться постоянная фрустрация от столкновения с реальностью, с миром, который не собирается "прогибаться под ребенка". Это время формирования воли, независимости и самостоятельности.

Извиняюсь за пафос, но, по сути, происходит личностная революция, осознание себя, как отдельного человека! Первый шаг к психологическому отделению (сепарации) (в идеале достигающая апогея в подростковом возрасте).То все время был частью мамы, а мамина грудь - была частью моего тела, а проснулся утром и все - я сам, отдельно, и мама отдельно, ух ты! Хотя, конечно, я утрирую, в одночасье этого не происходит. А в некоторых семьях этого не происходит никогда, так и оставаясь в детско-родительском залипании или слиянии, но об этом не сегодня.

Какие же основные потребности в фокусе, стоят за этими проявлениями? Самоценность, самостоятельность и безусловное принятие таким вот разным. Чтобы ребенок родился, он должен пройти весьма болезненный процесс родов, чтобы обрести себя, стать самим собой, ребенку нужно показать всему миру, вот он какой, через фрустрацию и отстаивание себя. А взрослым, если они, конечно, продолжают быть взрослыми своим детям, особенно в минуты выражения какого-нибудь негативизма или бунта, например, остается лишь терпеливо это пережить.

А как? а вот:
- помочь ребенку понять, что с ним сейчас происходит. Делается это путем отражения или озвучивания состояния: "ты так разозлился!", "тебе грустно"...
- быть взрослым, принимающим и утешающим, позволяя быть слезам тщетности. 
- озвучивать границы и предлагать альтернативу: "эта лужа не для того, чтобы в ней валяться, ты можешь лечь на травку рядом"
- оставлять возможность выбора за ребенком: "а ты сам как думаешь?"

Расскажите, пожалуйста, а как ваши малыши переживали или переживают сейчас этот кризис 3-х лет?

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий