Загрузка...
     

Ребенок до года

14.11.16, 10:29
Автор Виктория

#ВНпонедельник
Понедельничный пост. 
Сегодня хотелось бы поговорить про особенности развития малышей до года.

Краткий ликбез в психофизиологию, чтобы понимать всю важность периода первого года жизни.

Итак, нас будет интересовать центральная нервная система, а точнее, головной мозг. Головной мозг, если коротко, состоит из подкорково-стволовых структур и коры. Масса головного мозга новорожденного – 340–400 г, что составляет 1/8–1/9 массы его тела, а наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые 2 года. Затем темпы немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как у взрослого. Но форма и величина борозд и извилин существенно изменяются и после рождения. Кора у детей значительно тоньше, чем у взрослого.

Миелинизация нервных волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершаются к 3-м годам. Последующее развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. К году дозревают подкорково-стволовые структуры, к 6-7 годам - кора больших полушарий, к 12-14 - кора лобных долей больших полушарий. Однако по последним данным, окончательное дозревание головного мозга происходит к 27-28 годам (эта цифра растет, долгое время окончательным периодом развития ГМ считался возраст 23-24 года)

Однако именно в первый год жизни активно развиваются и дозревают подкорково-стволовые структуры - продолговатый мозг, средний, промежуточный, мозжечок, таламус, гипоталамус, базальные ганглии, лимбическая система. Именно благодаря активному развитию всего это конгломерата, малыш начинает следить за предметом, фиксировать взгляд, держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, ходить, улыбаться, играть и все-все-все, что может делать малыш этого возраста.

Получается, что в основе развития малыша лежат постоянный анализ и переработка новых ощущений, стимулов - от прикосновений, от общения со взрослыми, от звуков, от запахов, от цвета и света, и прочее. Чем больше стимулов, тем больше "пищи" у нервных клеток, тем больше и быстрее они разрастаются.

Такой тип развития называется сенсомоторный, можно сказать, основа, фундамент. И, как можно уже догадаться, именно в этот период мозг наиболее пластичен к точечной коррекции в том числе. Обычно он компенсируется сам с той или иной степенью успешности, если происходили какие-то неприятности во время беременности, или во время родов, что в последствии невролог определит как минимальную мозговую дисфункцию, или перинатальную энцефалопатию. Конечно, вопрос степени нарушения, но, все же, компенсаторные возможности ГМ у детей огромны. Но и ГМ тоже можно помочь!

Итак, что же можно такого сделать, чтобы помочь малышу сделать его мозговой "фундамент" более прочным и работоспособным.

1. Плавание в бассейне. Если врач не ставит каких-то явных противопоказаний, то грудничковой плавание - это прекрасный способ стимуляции всего ГМ, это работа и с гипотонусом, и гипертонусом (кстати, именно в воде проблема с тонусом становится очевидной, если она есть), это тренировка вестибулярного аппарата, это, в конце концов, положительные эмоции, если плавание происходит вместе с мамой. Уже одно только плавание способно снять немало проблем со стороны НС. Да, конечно, можно плавать и дома в ванной, но сейчас практически в каждом городе есть группы в бассейнах, где малыши от 3-х месяцев плавают с мамами под руководством инструктора.

2. Постоянный контакт с мамой, или, если это невозможно, со значимым взрослым. Это ношение на руках или в слинге, постоянные прикосновения, поглаживания, разговор, напевания, массажики и прочие ми-ми-ми

3. Если ребенок носит подгузники, менять их как можно чаще, а не 2-3 раза в день, и дело не только в гигиене, это еще можно пережить. Идея тут в том, что малыш в подгузнике не испытывает сильного дискомфорта, не зовет лишний раз маму, соответственно, недополучает бездну ощущений. А что происходит при смене подгузника - разворот-поворот, сняли, помыли, протерли, положили так, эдак, развернули, погладили, помяли, надели подгузник, поулыбались друг другу, поделали "козу-бозу".

4. пальчиковый массаж, знакомство с новыми материалами и источниками ощущений (мягкий, пушистый, ребристый, холодный, теплый, сыпучий, твердый, липкий, вкусный, кислый, шуршащий и т.д.) Главное, следить, чтобы не съел ничего лишнего, пока вы отвлеклись... ;) Важно помнить, что у малышей мир познается через рот - съедобное или нет.

Оговорюсь, чего не стоит делать в первый год жизни, "с пеленок": учить читать, считать, заучивать названия животных и стран, песни, стихи и прочее. Ну, вы поняли, да.

Итак, плавайте, играйте, общайтесь, обнимайтесь, целуйте, носите на руках - это все, что поможет малышу быть более успешным в жизни. И это пока только психофизиология, о психологии в другой раз.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий