Загрузка...
     

Единственный ребенок

16.12.14, 14:00
Автор Виктория

 Практически для каждого человека семья – это место, в котором он живет в близких  взаимоотношениях  первую часть  своей жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Жизнь семьи можно охарактеризовать, как непрерывно и взаимно влияющие друг на друга отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между семьей и старшим поколением из родительских семей. Каждое более или менее важное для семьи событие, так или иначе, затрагивает каждого ее участника, даже если ему всего несколько дней от рождения, или он еще находится во чреве матери.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о психологических особенностях единственного ребенка в семье. При этом детей с разницей в рождении от 6-7 лет и больше также можно отнести по психологическим характеристикам к единственным. 

Однако хотелось бы сразу оговориться, что человеческая личность формируется в момент зачатия, и на ее развитие, которое происходит всю последующую жизнь человека, влияет множество факторов, как внутри семьи, так и вне. Человеческая личность – уникальна и единична, и не может помещаться в какие-то узкие рамки различных научно-психологических воззрений. Предлагаемые размышления имеют информационный характер, направленный на повышение родительской компетенции. Предупрежден, значит вооружен!

На развитие личности влияет множество факторов, но можно и нужно говорить о том, что единственные дети в семье имеют как общие, особенные, так и индивидуально-неповторимые черты, которые они проносят через всю свою жизнь.

Здесь нужно учитывать, что психологические особенности единственных детей из неблагополучной семьи будут относительно противоположны  особенностям из семей благополучных, с благоприятным социально-психологическим климатом в семье, с навыком успешной ранней социализации и адаптацией, с высоким материальным уровнем достатка и прочее. Так же, относительно противоположными будут психологические особенности единственных детей мужского и женского пола.

Единственный ребенок окружен заботой, любовью и вниманием ото всех членов семьи, на нем сконцентрированы все надежды и ожидания, в одаренность и потенциал которого верят безоговорочно, но, в тоже время, требуют соответствовать, высоко поднимая планку. Вся семья, весь «микромир», начинается «кружиться» вокруг и потребностей ребенка, и различных способов их удовлетворения. У него нет конкурентов в виде братьев и сестер за внимание родителей, он лишен возможности быть старшим или младшим в семье, оставаясь всегда «самым маленьким».

Общими психологическими чертами при этом будут: более успешный опыт решения интеллектуальных задач, тонкость, мягкость, душевность, непосредственность. Однако возможно развитие с годами чрезмерного беспокойство по поводу своего здоровья, высокой потребности в сопереживании, в теплых и доверительных отношениях, а не в морально-нормативых, что выражается в поиске тепла в дружеском общении (в том числе попадая под негативное влияние), а не в семье. Это особенно проявляется, если родители пытаются переделать ребенка на свой лад, заставить выбрать в качестве главного ориентира с их точки зрения социально-важные направления.

Будучи эмоциональным и естественным в своих реакциях, единственный ребенок в какой-то момент вынужден научиться большему самоконтролю и подавлению своих реакций.

Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье. При отсутствии братьев и сестер, или других ровесников внутри семьи, с которыми можно было бы эти модели проиграть, дети, став взрослыми, начинают создавать собственные семьи, чаще всего выбирая партнеров со схожими чертами собственных отца или матери. 

По статистике разводов, брак между единственными детьми имеет наихудший прогноз.

Находясь под сильным влиянием мнения родителей, ценностные ориентации которых направлены на социально значимый успех и престижность своих достижений и достижений своего ребенка, единственный ребенок так же старается выбрать для себя престижную профессию, но учитывая при этом свой собственный индивидуальный стиль.

Чрезмерно близкие, сопереживательные отношения матери со своим ребенком, с одной стороны, рождают в нем черты сострадательности, но с другой - делают его чрезмерно мягким, недостаточно адаптивным в системе иных отношений. Единственные дети в семье концентрируют в себе потребность в более глубоких психологических привязанностях, нежели их сверстники, наряду со стремлением к престижному, социально значимому. Они больше ориентируются на тенденции моды и общественное мнение, не имеет достаточного опыта в решении трудностей, так как за него всегда все вопросы решали родители. 

Чрезмерно опекая ребенка, создавая ему «тепличные условия» в сфере эмоционального комфорта, лишая опыта преодоления трудностей в отношениях с другими детьми, планируя и расписывая для него всю будущую жизнь, родители  единственного ребенка создают  предпосылки для формирования серьезных психологических проблем во взрослой жизни.

Если относиться к ребенку соответственно возрасту, дать ему возможность иметь близких друзей, позволяя общаться, дружить и выяснять отношения, то у ребенка будут все шансы выстраивать здоровые и крепкие отношения с другими людьми.

Если помочь ребенку определить свои возможности и способности, разрешить ему выбрать те кружки и занятия, которые ему интересны, поддерживая этот интерес, позволить ему так же самостоятельно определиться с выбором будущей профессии, с опорой на его таланты и способности, то вероятность самореализации и счастливой профессиональной жизни возрастает во много раз.

Единственный ребенок – такой же участник семейных отношений, как и его родители. Для здорового психоэмоционального развития ребенку необходимо видеть, что у родителей есть не только жизнь вокруг потребностей ребенка (кроме грудничкового возраста, разумеется), но и свои увлечения, желания, свой взрослый мир. В семье на первом месте необходимо находиться отношениям между мужем и женой, а ребенок – полноправный ее участник, которому требуется безусловная любовь  принятие и забота, но не сто процентов маминого времени, внимания и хлопот.

Единственный ребенок при правильном подходе может получить много преимуществ!

Наумова Виктория Владимировна, клинический психолог, психолог-консультант, ведущая занятий с детками от 3-х месяцев до 3-х лет, дважды мама.

источник

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий