Загрузка...
     

Наумова В.В. "Карта эмоций"

01.03.12, 00:30
Автор Виктория

Когда происходит то или иное событие, обычно мы испытываем какие-то чувства или эмоции по этому поводу. Не имеет значение, с каким знаком было это событие, как долго оно продолжалось и какие имело последствия, важно то, какие чувства человек испытал в тот момент и что это значило для него лично.

Однако оказывается, что далеко не каждый человек способен или испытать какое-то чувство, или, переживая его, испытывает сложности в том, чтобы его озвучить. Существует даже специальный термин, которым обычно называют это состояние.

Справка (психологический словарь)

Алекситимия (от др.-греч. - — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

Термин «алекситимия» предложил в 1973 Питер Сифнеос (Peter Sifneos).

Существует несколько объяснений этого состояния - от психологических до психофизиологических и даже психиатрических, но мы не будем останавливаться сейчас на причине. Однако отметим, что состояние это поддается коррекции с разной степенью успешностью как у взрослых, так и у детей. Конечно, идеальный вариант, когда чуткие родители замечают у своих детей некоторые из проявлений, описанных выше. Особенно следует обратить внимание родителей деток, имеющих неврологический диагноз - типа минимальной мозговой дисфункции (ммд), или перинатальной энцефалопатии (пэп), или любых других более легких неврологических или нейропсихологических расстройств. Впрочем, в обязательную программу нейропсихологической коррекции обязательно входит и работа с алекситимией.

Остановимся подробнее на способах коррекции вне зависимости от возраста. Что можно делать самостоятельно - это учиться, во-первых, "улавливать" эмоциональное состояние, а во-вторых, его дифференцировать. 

Немного практики 

Составим табличку: первый столбец - событие, второй - мысли по поводу события, третий - чувство по поводу события, четвертый - для продвинутых и уже на следующим шаге - дифференциация чувства по поводу события, а также его оценка от 1 до 10. 

Событие

Мысли

Чувства

Гамма чувств

Итак, начинать лучше с сильных позитивных эмоций, так как яркую эмоцию уловить проще. Попробуйте вспомнить какое-то очень хорошее событие - например, предложение о замужестве, свадьбе, новость о желанной беременности, рождение ребенка, какой-то подарок и иже.

Мой пример

Событие

Мысли

Чувства

Гамма чувств

Первые минуты рождения сына

Ну, наконец-то

радость

 

Обозначенное мной чувство – это радость, состояние, которое заключает в себе множество других, близких по спектру, эмоционально-чувственных реакций. Здесь и возникает вопрос (а для человека с алекситимией целая трудная и почти нерешаемая задача) – а каких таких состояний?

Здесь на помощь приходит составление карты эмоций (или веера чувств – кому как больше нравится). Предлагаю воспользоваться готовым списком, который рекомендую дополнять своими находками для расширения эмоционально-чувственного репертуара: 

Влюбленность, Любовь, Страсть, Радость, Удовлетворение, Покой, Уверенность, Гордость, Собственной важности, Собственной успешности, Окрыленность, Полета, Воодушевление, Вдохновение, Ответственность, Счастье, Одухотворенность, Восторг, Озабоченность, Комфорт, Терпение, Нетерпение, Голод, Нежность, Забота, Спокойствие, Благодарность, Озарение, инсайт, Эйфория, Честолюбие, Тщеславие, Вовлеченность, Прострация, Смирение, Защищенность, Незащищенность, Безразличие, Равнодушие, Неполноценность, Фрустрация («облом»), Одержимость, Растворение, Сомнение, Раздражение, Разочарование, Зависть, Зависимость, Негодование, Неопределенность, растерянность, Озлобленность, злость, Тревога, Паника, Страх, Стыд, Вина, Обида, высокомерие, Превосходство, Грусть, печаль, Тоска, Горечь, Недоумение, Утрата, Горе, Гнев, Ярость, Отвращение, гадливость, Брезгливость, Ненависть, Одиночество, покинутость, Восхищение, Удовольствие, Удивление, Восторг, Раздражение, Оптимизм, Ненависть, Скука, Умиротворение, Усталость, Спокойствие, Волнение, Напряжение, Страдание

При желании можно даже составить табличку, разделив чувства на положительные, отрицательные и нейтральные.

Мой пример

Событие

Мысли

Чувства

Гамма чувств

Первые минуты рождения сына

Ну, наконец-то

радость

Любовь 8

Удовлетворение 6

Умиротворение 6

Восхищение 8

Гордость за себя 9

Волнение 8

Данный пример был с использованием положительного состояния. Однако в реальности приходится сталкиваться с очень разными ситуациями, которые вызывают у нас очень неприятные эмоции. Невозможность распознать их мешает процессу их переживания, что также отражается и на планировании своих действий по поводу случившегося.

Так же, здесь речь идет и о распознании чувств другого человека. Не так и много достаточно сенситивных и эмпатийных людей, которые моментально улавливают наше настроение. Понимание своих собственных эмоций, как и желание понять эмоции другого человека, поможет выстраивать качественно иные отношения, так как «чужие потемки» станут немного понятнее, озаренные светом вашего участия.

Вот еще интересная картинка вам в помощь!

Медицинский психолог, Наумова В.В. 2012

Комментарии

Спасибо! очень полезная вещь)

Кстати, нам есть чему поучиться у маленьких деток, если у них у самих нет такой проблемы, конечно.
Считывание эмоциональных состояний у взрослых, а, точнее, сначала у мамы, позволяет малышу проявлять первые навыки социализации. Если мама нахмурилась, то что-то не так, если улыбается – то все хорошо, ну и т.д. В некоторых случаях, понимание эмоций даже жизненно необходимо. Некоторые малыши с таким мастерством овладевают навыком читать чужие эмоции, что умудряются даже успешно ими управлять.
С развитием речи и с развитием способности сдерживать эмоции, навык такой ювелирной эмоциональной калибровки начинает утрачиваться (с оговорками, конечно – речь не идет, что он атрофируется, а просто у большинства людей, у которых не самый сенситивный тип нервной системы, способность эта уменьшается, если ее не поддерживать или не развивать).

так много сразу захотелось написать, что, чувству, созрею еще на одну статью по теме :))

Отлично Вика! Это ОЧЕНЬ интересно!

Отмечу, что преимущественно жертвами симпотомов алекситимии становятся мужчины. Часто это является следствием воспитания мальчика, как “настоящего мужчины”, когда ему запрещают выражать свои чувства, говоря, “ты мужчина или нет”. Это в первом приближении, но именно равнодушие и недооценка важности эмоциональности мальчиков со стороны родителей пр.иводят к нарушениям в этой сфере

согласна
я как раз об этом и хотела тоже написать – но это уже тема отдельной статьи! Уже о причинах.

Единственное, что бы я добавила от себя – это то, что количество мыслей должно совпадать с количеством эмоций. Ведь, если исходить из твоего же примера, мысль “ну наконец-то” вряд ли вызовет чувство восхищения.
Т.е. выполняя это упражнение, чтобы добиться более точного результата я бы просила выписать все-все мысли человека по поводу события. И потом по “карте эмоций” находить ту, что ближе всего соответствует действительности. Тогда он научится еще лучше понимать свои чувства, откуда они возникли)
Статья отличная!

спасибо, Лиля :) только это уже субъективно, что такая мысль вызывает ту или иную эмоцию – в моем случае именно эта мысль сопровождало то чувство. А варианты упражнения так же могут быть разными – можно добавлять или убирать разные столбики, в зависимости от целей. В данном случае, неплохо было бы научиться для начала вытаскивать хотя бы одну мысль, которая часто вообще бывает неосознаваемая, так как обычно действует схема событие-эмоциональная реакция…
Выписывать много мыслей – это уже для продвинутых :) (ну, или для психологов :)) )

Хорошая статья! Надо бы попробовать упражнение. А то такие события в жизни, что и мысли, и эмоции путаются.
Хотела поделиться своим опытом. Много лет назад проходила я один тренинг (курсы, в простонародье называемые “фиолетовыми”), это был курс о чувствах. Об их природе, как их у себя понять и идентифицировать. Одним из главных открытий для меня тогда было, что не бывает плохих или хороших эмоций. Здоровый человек испытывает и, главное, в праве испытывать любые эмоции – как радость, счастье, влюбленность, так и грусть, страх, злость. Нужно только уметь их понять в себе и выразить без ущерба для себя и окружающих. И один из главных вопросов, который звучал в течение курса, “что ты сейчас чувствуешь”. Оказалось, что у большинства людей проблема с описанием своих чувств. И не столько даже с описанием, сколько с готовностью признать, что ты сейчас испытываешь то или иное чувство. Особенно, если оно считается в нашем обществе “плохим” (раздражение, злость, обида, гнев). Мало кто умеет такие чувства переживать безопасным способом.
И после того курса я поняла, что чем больше эмоций и чувств, хороших и разных, тем полнее жизнь :)

очень понимаю, о чем ты :)
спасибо за комментарий!

захотелось вспомнить

Войдите, чтобы оставить комментарий