Загрузка...
     

"Звездочки на земле" 2007 / Наумова В.В. "Немного о детской нейропсихологии"

30.11.11, 10:29
Автор Виктория

Уникальный фильм о маленьком мальчике, который внешне ничем не отличается от своих сверстников, правда создает впечатление ленивого, беспечного, неорганизованного, игнорирующего какие-то школьные или домашние нормативы и иже. Ему сложно дается обучение в школе, он с трудом умеет читать и писать. Родители и школа пытаются заставить его учиться посредством жесткой дисциплины и наказаний, полагая, что ребенок просто не хочет, этакая "строптивая лошадка".

Однако оказывается, что все не так просто... 

Фильм совсем не про особых деток, и не про забытых и запущенных детей, родителям которых нет до них никакого дела, а про самых обычных, которых полным полно в современных школах. Им просто нужно вовремя протянуть руку. А как это можно сделать, читайте в моем комментарии после фильма :)

Наумова В.В. "Немного о детской нейропсихологии"

 

Что за зверь такой? Почему это нужно знать родителям? К сожалению, в пед.вузах и училищах практически крайне мало уделяют внимание этому вопросу - чтобы педагоги хотя бы знали, что неуспеваемость их ученика может быть вызвана не столько леностью и отсутствием дисциплины в организации домашних заданий, и не только психологическими проблемами в семье (об этом, как раз, уже много говорят), а некоторыми сложностями в работе головного мозга, которые проявляются в первую очередь в учебной  неуспеваемости как минимум в младшей школе, а если собственных компенсаторных механизмов оказалось недостаточно, то и переходит в старшие классы. Так как нейропсихология, особенно детская, область очень молодая, то и специалистов-нейропсихологов так же очень мало, хотя ситуация в крупных городах - в Москве и в Питере, например - уже стала улучшаться. Обычно всеми вопросами, о которых мы будем говорить ниже, занимаются врачи-неврологи, дефектологи, или логопеды - с той или иной степенью успешности. К сожалению, первые нередко прибегают только к медикаментозному лечению, а вторые и третьи - игнорирую современные знания о строении головного мозга, о законах его созревания и развития, не всегда учитывая это в работе, а опираются на какую-либо методику работы с той или иной локальной проблемой, не вовлекая в работу все компенсаторные возможности головного мозга

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на пересечении психологии, биологии и медицины и традиционно занимающаяся изучением мозговых механизмов высших психических функций (разных видов восприятия, памяти, речи, мышления, произвольных движение и т.д.) на материале локальных (местных) поражений головного мозга - в следствии травмы или сосудистой патологии. Когда говорят о работе нейропсихолога со взрослыми людьми, то речь идет о реабилитации, т.е., о полном или частичном восстановлении пораженных участков. При этом нужно понимать, что речь идет о поражении уже сформированного мозга - от сюда и разница в тяжести и последствии травмы одного и того же участка у взрослого и у ребенка. 

Детская нейропсихология - раздел общей нейропсихологии, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов психических функций в сравнительно-возрастном и клиническом аспектах. Это предполагает выделение первичных и вторичных синдромов, не соответствующих классическим синдромам, возникающих у взрослых, так как здесь речь идет о той или иной мозговой недостаточности или несформированности. Здесь речь идет уже о нейропсихологической коррекции

За этими непонятными словами часто скрываются такие диагнозы в картах:(хотя, наличие того или иного расстройства может и не сопровождаться диагнозом - это очень сильно зависит от степени выраженности расстройства, компенсаторных возможностей головного мозга, генетики, среды обитания)

ПЭП - перинатальная энцефалопатия (буквально "перинтальный" означает короткий период самих родов, а пренатальный - внутриутробное развитие. В нашей стране произошла склейка понятий). Поражение нервной системы, в основном вызванное гипоксией плода (кислородное голодание), возникающая во время беременности и во время родов. Одним из самых серьезных последствий является развитие ДЦП - детского церебрального паралича. 

ММД - минимальная мозговая дисфункция - это нарушение функций ЦНС в результате микроповреждений подкорковых, стволовых структур головного мозга, или\и коры головного мозга. Возникает так же в основном в следствии внутриутробной гипоксии или асфиксии (удушение) в родах, или в результате родовой травмы. 

В данной статье мы не будем рассматривать тяжелые варианты поражения, так как в тех случаях необходимо часто комплексное лечение - например, при повышенной судорожной готовности, которая возможна при ДЦП, применять методы нейропсихологической коррекции возможно лишь при очень большом опыте работы, координируя все свои действия с эпилептологом. Так же, при сопутствующих психических и\или личностных расстройствах необходимо сначала провести лечение у детского психиатра. Тяжелые органические (олигофрения), генетические или хромосомные (напр. синдром Дауна) нарушения крайне сложно поддаются коррекции. Вероятность успеха коррекции очень зависит от степени сохранности интеллекта, хотя и не исключает положительную динамику при его низком уровне, просто работа будет занимать гораздо больше времени - в некотором случае годы.

Перед обращением к нейропсихологу необходимо иметь на руках: заключение дет. психиатра, невролога, заключение по результатам свежей электроэнцефалограммы, в некоторых случаях нужны заключения и других специалистов. 

Самый ранний возраст для коррекции - 4 года. Раннее возможны только общие рекомендации. 

Что бы не нагружать непонятными терминами, и синдромами, опишем самые распространенные симптомы, с которыми обращаются родители, и которые поддаются коррекции:

- гиперактивность (расторможенность) или гипоактивность (общая низкая физическая активность)

- выраженные скачки настроения, невозможность дифференцировать свои и \или чужие эмоции

- быстрая персыщаемость

- отвлекаемость

- частые простуды, аллергии, астматические изменения

- изменения аппетита (нет чувства голода или насыщения)

- изменение сна (поверхностный или очень глубокий сон)

- сложности с координацией движений

- нарушение теплообмена (чрезмерная потливость, или постоянно холодные конечности)

- нарушение тактильной чувствительности (ребенок или ощущает самое легкое прикосновение, или, наоборот, не ощущает даже сильный болевой стимул)

- сосудистая дистония, аритмия

- поверхностное дыхание (частое дыхание ртом)

- повышенный или сниженный тонус мышц 

- логоневроз (расстройство речи в виде заикания)

- дизартрия ("каша" во рту)

- синкинезия (сопутствующие движения. Например, ребенок во время рисования достает язык и двигает им в сторону совершаемого действия)

- сложности в отображении позы другого человека

- очень ранняя (до двух лет уже фразовая) или поздняя речь (после 4-х)

- сложности с тонкой моторикой

- навязчивость, тики (при отсутствии психиатрии)

- нарушение плавности движений

- псевдолеворукость

- искажение временных и пространственных представлений (верх-низ, правое-левое и т.д.)

- зеркальное написание

- фрагментарность восприятия

- сложности в координации двух рук

- вторичный аутизм ("уход в себя", и часто, очень существенный, вызван не психиатрическим диагнозом, а попыткой избежать психологический дискомфорт)

Обращаем внимание, что каждый из этих симптомов также соотносится с возрастом ребенка: нельзя говорить о каком-то наблюдении у 4-х или 5-и -летнего ребенка, как о симптоме, а у 7-летнего, как о простом наблюдении. Это зависит от временных и возрастных границах созревания головного мозга. Так, кора головного мозга начинает активно "созревать" с 2,5-3,5 лет и "дозревает" где-то к 6,5-7,5 годам (что, кстати, совпадает с известными возрастными кризисами 3-х и 7 лет). 

Что делать?

Во-первых, необходимо признать уникальность своего ребенка, принять его таким, какой он есть. Это снизит психологический дискомфорт при общении со специалистами ради решения вопросов, которые мешают ребенку эффективно взаимодействовать с самим собой, с окружающими и миром в целом. 

Во-вторых, не нужно специально раскапывать что-то у ребенка. Внимательный родитель интуитивно почувствует, что что-то не так. А при беспокойстве - проконсультируйтесь с дет. неврологом, чтобы убедиться, что ваш ребенок развивается нормально.

В-третьих. Если что-то вдруг нашлось, то действуйте спокойно, без суеты, по схеме: невролог-психиатр-нейропсихолог. 

В-четвертых, нейропсихологическая коррекция будет происходить эффективно, если работа будет происходить ежедневно. Период стабилизации всей мозговой системы составляет 9 месяцев. Это значит, придется выделять для ежедневных самостоятельных занятий с ребенком от часа и более в день, встречаясь со специалистом два раза в неделю. Если ситуация сложная, то нужно "закладывать" больше времени. 

Предупреждение прерывание курса более чем на неделю сопровождается "откатом" назад. Т.е., возвращение у изначальному уровню. Такова особенность разрастания дендритового "дерева" - нужна ежедневная стимуляция. Это не значит, что нельзя никуда уезжать, а то, что нужно будет продолжать заниматься с ребенком, находясь в отпуске. 

Вызывает серьезные сомнения общения в решении такой проблемы, как, например, легкая задержка психического развития, всего за 2-3 месяца. Или встреча со специалистом всего один раз в неделю без существенных домашних заданий.

Учитывайте, что коррекция невозможна без серьезного двигательного комплекса. Сидение за партой и беседы - это не нейропсихологическая коррекция. Возможно, что часть поверхностных симптомов и удается скорректировать, но мозг в целом будет продолжать работать неэффективно. Проблемы никуда не уйдут, а все равно проявят себя через какое-то время.

Следует отметить, что нейропсихологическая коррекция не повышает уровень интеллекта, она не направлена на развитие каких-то отдельных умений или навыков. Как и не может быть инструментом в вопросах семейного или детско-родительского психологического консультирования.

Как бы тяжело не было состояние вашего ребенка, ему всегда нужна ваша родительская любовь. Благодаря вашему терпению, любви, силам, заботе и участию в жизни самого близкого человека - вашего ребенка - получится подарить ему новые возможности: возможности жить, учиться, познавать и узнавать гораздо более эффективно, используя весь свой потенциал. 

Желаю здоровья вам и вашим деткам! 

Детский нейропсихолог, Наумова В.В. 2011

Комментарии

Вик, а не подскажешь где искать взрослых нейропсихологов? У нас есть уже достойные специалисты, к которым можно обратиться за консультацией?

если честно, взрослых не знаю. Попробую узнать.

отличный фильм! спасибо!

Удалось посмотреть фильм. Очень трогательный. Это то кино, на которое не жалко потраченного времени.

Войдите, чтобы оставить комментарий