Загрузка...
     

Шрагина Л.И., Настасьева С.Н. "Как можно работать с картинками"

15.09.10, 22:45
Автор Виктория

Для развития у детей мышления и воображения сейчас можно найти очень много самых различных пособий. Особенно много их для детей дошкольного возраста.

Большинство из этих пособий представляют собой набор картинок с изображением нескольких животных, растений, предметов домашнего быта и других объектов и построено по типу тестовых заданий. Рассматривая такую картинку, ребенок должен найти сходство или, наоборот, различие между объектами по разным признакам. Такими признаками могут быть, например,  форма, размер или цвет объектов, их принадлежность к одной группе (например, к фруктам или овощам), взаимное расположение (перед каким-то объектом или за ним) и другие.

Очень интересные и полезные как тестовые задания, эти пособия обладают одним существенным недостатком: они одноразовые. Вот, например, помогите ежику (рисунок на с. 14[1]) найти дорожку к грибочку – и все! (см 1 рисунок внизу страницы)

Посмотрели на картинку на странице 15 (там же), запомнили «с первого раза», что там нарисовано (ведерко, яблоко, пирамидка, карандаш и лопата) – и тоже все! (см. 2 рисунок внизу страницы). Что делать с книжкой дальше? Она ведь не так дешево стоит…

 – Можно ли расширить возможности подобной книжки? Можно ли сделать ее «долгоиграющей»? – такой вопрос задали несколько мам, которые активно занимаются развитием своих детей.

Можно, если осознанно использовать функционально-системный подход в сочетании с эмоциональным отношением и активизацией опыта ребенка. Принцип применения этого подхода достаточно простой – нужно рассматривать каждый объект не только сам по себе, но и во взаимосвязи с окружающим его миром.

Для этого объект познания как «главного героя» можно рассматривать по такой базовой схеме (см. схему внизу страницы)

Системный подход позволяет протянуть ниточки и соединить-связать этот объект со множеством других объектов и понятий по самым разным признакам. А эмоциональное отношение – включить ребенка в мир возможных чувств: представить себе (смоделировать), что  испытывает этот объект во время своих действий и при взаимоотношениях с другими объектами.

И еще одна рекомендация, чисто практическая (особенно это относится к работникам детских садов и развивающих центров): начинайте разговор с ребенком с потребности – с постановки проблемной ситуации, для решения которой нужно изучить эту тему или этот материал. Потому что работа по картинке – не цель, а только средство для познания мира ребенком. А чтобы получить максимальный результат, присоединение новых знаний у ребенка должно происходить на фоне активизации положительных эмоций.  Поэтому с самого начала работы нужно сформировать у малыша эмоционально-личностное отношение к изображению:  картинка должна стать для него ожившей реальностью, миром, с которым он сможет эмоционально взаимодействовать! И за каждым словом должен стоять ОПЫТ ребенка. Ведь цель такой работы – развитие, то есть создание условий для обогащения новым опытом, для возможности приобретения нового знания.

А теперь (для примера) взглянем на картинки на стр. 14-15 с позиций функционально-системного подхода как на иллюстрацию к большой теме «Жизнь ежика в лесу». Начнем с простых вопросов, чтобы наше общение с ребенком происходило в ФОРМЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА, В КОТОРЫЙ РЕБЕНОК БУДЕТ ВОВЛЕЧЕН:

Что ты любишь кушать? А где мы берем эту еду?

А это кто? Ежик.  Он тебе нравится?

Ты очень любишь конфеты?

А вот ежик любит грибы, это как будто для него конфеты…

А как тебя зовут? Как зовут твою маму?

А как зовут ежика? Ты хочешь, чтобы у ежика было имя?

Как ТЫ назовешь ежика?

Где мы живем? В доме… (Что может сказать ребенок про дом, где он живет? К тому, что знает ребенок, присоединяем новую информацию, на следующих занятиях опять к ней возвращаемся, чтобы ребенок ее усвоил.)

В нашем доме есть деревья? А для ежика дом – это лес. А лес – ЭТО  МНОГО ДЕРЕВЬЕВ.

Ежик  живет в лесу – это как будто дом ежика. 

В доме есть квартиры (вспомнить детей соседей, которые живут в других  квартирах…)

А какие комнаты есть в нашей квартире? Комната. Кухня. Тебе нравится твоя комната? А ты любишь свою комнату?  А у тебя в комнате есть деревья?

У ежика в лесу есть квартира – нора. А в его квартире есть ванна? Кухня?  

А зачем нам ванна? Что мы в ней делаем?  Умываемся? Зачем?

А как ежик может  умываться? А что мы делаем на кухне? Готовим еду?  А ежик готовит себе еду? Он находит ее в лесу! А как же  ежик может принести  себе еду? В чем мы приносим продукты из магазина  домой? (В чем мы носим свои вещи? Перечислить – это можно сделать на других занятиях, новые слова должны закрепляться.)

А что же ежик придумал, чтобы носить себе в свою квартиру-нору еду?

У него есть колючки!!! И ежик придумал, как их можно использовать.

Какого цвета твои такие красивые глазки? А у ежика какого цвета  глазки?  А они у него продолговатые или круглые?

Что у тебе на головке растет? Волосы.

А у кошечки и собачки есть волосы? Нет? А что у них есть?

У них на всем теле растет  шерсть, а у ежика на теле растут колючки. Зачем ежику колючки? Носить грибы… Только?  А ежик большой или маленький? Иногда ежик боится.  Как ты думаешь, кого или чего ежик боится в лесу?

Если на него нападет большой зверь – как ему спастись? (Этого дети могут еще не знать, нужно показать им, что колючие предметы, например, каштаны, брать больно!)

А кого ежик угостит грибочками? Кто еще живет в лесу?

Ты хочешь  нарисовать ежика? Это очень просто…

(Можно нарисовать ежика в лесу, грибок.)

А когда ежик радуется? А ежику бывает грустно? Когда это бывает?

Ты хочешь помочь ежику? Помоги ему выбрать дорожку к грибам.

Ты кого любишь? Ежик тоже любит ... (если не знает – подсказать).

У тебя есть друзья? Кто они? Какие? Как вы дружите?

А у ежика тоже есть друг – цветочек! Давай поможем ежику прийти к цветочку в гости (нарисовать?).

Ты можешь ходить? А ежик? А цветочек? А почему цветочек не может ходить?

Поэтому, когда ежик приходит к своему другу цветочку в гости, он ему рассказывает все, что он видел.

А ты ходишь в гости? В гостях интересно? Вот ежик «покабутки» был у нас в гостях! И вот что он увидел (рассмотреть предметы на стр. 15).

Ты можешь сказать, что увидел ежик? А как ты думаешь, что ему подарили (или – чем его угостили)? (Яблоко)

Пришел ежик к цветочку в гости и рассказывает: «Видел я ведро…»

А цветочек спрашивает «А что это? А зачем оно?»

Давай поможем ежику ответить на этот вопрос. А у тебя есть игрушечное ведерко? Для чего людям ведро?

Цветочек говорит: «Иметь ведро – это хорошо, в нем можно принести воду и полить меня!»

А из чего сделано ведро? (Если позволяют возраст и развитие ребенка  - показываем предметы, сделанные из металла (железа, меди, алюминия), дерева, стекла.)

А яблоко сделали? А где оно выросло? А какие фрукты ты еще знаешь?

 

Какие еще признаки и свойства можно включать в вопросы, рассматривая объект? Все вам хорошо известные: форму, размер, цвет, вкус, запах, температуру (теплый или холодный?), гладкий или шероховатый, твердый или мягкий… Сравните его с другим объектом, нарисованным на картинке или просто хорошо известным ребенку.

Он тебе нравится? Какие чувства он у тебя вызывает? Почему??? А твоему другу он бы понравился?

А что из того, что «делает» (какую функцию выполняет) этот объект – хорошо, а что – плохо? Для кого? (Например, ножиком хорошо резать хлеб, но можно порезать пальчик.)

Что еще можно сделать с помощью этого объекта? Как? ПОЧЕМУ??? (Какие дополнительные функции может выполнять объект, используя свои  свойства и признаки? Например, что еще можно сделать с помощью ведра?)

 

Как видите, диапазон вопросов, которые можно задать ребенку с использованием функционально-системного подхода (а в дальнейшем – и предложить ему САМОМУ описывать картинку с учетом этих возможностей), резко расширяется.

Что это в целом дает для развития? Сравнение – один из основных способов познания мира и его описания. Используя базовую схему функционально-системного подхода как рабочий инструмент, сравнивая объекты между собой по всем признакам и свойствам, дети быстро учатся выделять наиболее существенные признаки, отличающие один объект от другого или, наоборот, объединяющие их в одну группу. Такое умение в дальнейшем поможет им давать краткое научное определение понятию: «Самолет – это транспортное средство, которое перевозит людей и грузы по воздуху.»

А умение видеть много признаков поможет дать подробное описание объекта: «У самолета есть корпус, крылья, мотор, колеса и хвост. Самолет сделан из металла. В корпусе есть дверка, куда заходят люди – пассажиры и куда заносят груз. (И так далее, в зависимости от объема своих знаний.)»

Занятия можно разнообразить: дать, например, описание объекта как загадку и предложить угадать этот объект. К объектам можно и нужно возвращаться – закрепляя полученные знания и присоединяя к ним новые.

Еще более творческое задание – найти какой-то недостаток у объекта и усовершенствовать его: сделать более функциональным или более удобным в пользовании, для чего изменить цвет, форму, размер, материал… Но – это изменение обязательно должно быть обоснованным!

И последнее. «Исходным» материалом для работы по развитию ребенка могут (и должны!) быть не только картинки из «одноразовой» книжки. «Картинку» на нужную тему можно создать из подручных предметов и игрушек. А в идеале такими «картинками» должно стать все, что нас окружает: предметы быта, дома, деревья, трамваи, люди, животные… Используйте каждую возможность привлечь внимание ребенка к богатству разнообразия окружающего нас мира – и ваши дети вырастут умными и творческими!

Желаем успеха!

Литература

1. Шрагина Л.И. Логика воображения. (2-е изд.) М.: Народное образование. 2001. – 190с.

2. Марк Меерович, Лариса Шрагина. Технология творческого мышления.    М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 495с.

 

[1]  - Земцова О.М. Тести для дітей 3 – 4 років: Навч. посібник. – К.: Махаон-Україна, 2007. – 112 с.: іл.


Л. И. Шрагина,

 канд. психол. наук, доцент ОНУ

С. Н. Настасьева,

 руководитель кружка эколого-натуралистического центра Суворовского района г.Одесса, практический психолог

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий